Сестры просят огня
Sisters of Battle — эти специфические амазонки — визитная карточка
нового, третьего по счету дополнения к культовой стратегии. Вообще, Warhammer 40 000: Dawn of War — Soulstorm, авторства недавно почившей (минута молчания!) Iron Lore, открывает доступ к двум новым расам, но воинственные женщины, безусловно, вне конкуренции.
Во-первых, у этой фракции крайне интересный набор юнитов. Тут есть,
например, дамочки, специально обученные искать и добивать раненых
противников. Есть полуголые маньячки с бензопилами и закованные в броню
воительницы с огнеметами. Есть серафимки, которые могут вдохновлять
союзников на подвиги и запрыгивать за спину врагам благодаря реактивным
ранцам в виде ангелоподобных крылышек. Наконец, есть огромный двуногий
«мех» Penitent Engine («Механизм раскаяния»), который управляется и
подпитывается страданиями грешницы, закрепленной на броне. Потрясающее,
надо сказать, зрелище. Спецюнит у Сестричек — тоже женщина. «Живая
святая» с огромным нимбом над головой готова поливать огнем все живое,
аки дракон. Нашлось место в этой компании и мужчинам, но они не
нарушают традиций воинственного матриархата, не лезут поперек мамки в
пекло и выполняют в основном функции поддержки. Исповедник (Confessor),
к примеру, автоматически усиливает атаку всех девушек вокруг.
На все специальные приемы, то бишь заклинания, расходуется Вера,
которая у Сестер является третьим, уникальным ресурсом. Генерируется
она самими юнитами на поле боя, правда, не всеми, а только наиболее
преданными (faithful unit), которые посему особенно ценны. По сути, это
аналог маны, позволяющий активировать защитные и атакующие заклинания.
Среди последних есть даже гневные обличительные речи, в буквальном
смысле ошеломляющие врага. Искренняя Вера действительно творит чудеса:
у лидера Сестер — Селены Агни — даже самое первое, базовое заклинание
может ослеплять противников. Кроме того, ее Вера воскрешает павших
faithful units.
На этом фоне Темные эльдары (Dark Eldar) — вторая новая раса в Soulstorm —
выглядят более привычно. Если Сестры — это необычная помесь амазонок,
средневековых паладинов и Святой Инквизиции, то Dark Eldar ближе к
банальным темным эльфам с их врожденной жестокостью. Сходств много:
Темные эльдары обожают пытать (им служат измученные пытками рабы),
делают ставки на быстрые смертоносные атаки, питают особую слабость к
ядам и коротким клинкам, особенно если вторые смочены первыми. И вообще
у них острые ушки. При желании можно разглядеть и аналогии с нежитью из
вселенной Warcraft: похожее оформление зданий, клетки для заключенных,
с помощью которых увеличивается предельная численность армии... А уж
сбор душ павших врагов мы и вовсе видели в десятках других проектов.
Души — это третий ресурс, аналог Веры у Sisters of Battle: они
превращаются в энергию, необходимую для заклинаний. У лидера Темных,
Архонта Тарила, есть шесть смертоносных приемов, тоже, впрочем,
стандартных. Среди них ядовитый дождь на головы врагов, увеличение
атаки у дружеских юнитов, похищение душ, уменьшение морали у противника
и, наконец, soulstorm, давший название аддону. Этот поток негативной
энергии снижает скорость перемещения и силу вражеских войск.
Есть, конечно, и своя изюминка: Архонт Тарил, например, может
призывать персональных телохранителей, инкубусов. Среди юнитов есть
весьма любопытные бойцы, передвигающиеся на воздушной доске, словно
адские серфингисты. Нашлось место даже четвероногим демонам, которые
быстро выходят из-под контроля.
А им летать охота
В Soulstorm обе фракции неплохо вписались в общую картину, придав
ей, так сказать, изюминки и остроты. Сестры делают ставку на вдумчивое
строительство. Они особенно эффективны против пехоты, которую быстро
превращают огнем и мечом в сочный шашлык, а вот с техникой бороться им
уже сложнее. Темные эльдары больше уповают на скорость и различные
смертоносные заклинания. В ближнем бою им почти не находится равных.
Зато у них нет оборонных турелей на базе — приходится действовать
активнее и постоянно прессинговать врага.
Нет особых проблем в плане баланса и с большинством новых юнитов.
Тут все в лучших традициях серии: одни эффективны против пехоты,
другие — против техники, кто-то делает ставку на ближний бой, иные же
предпочитают борьбу на расстоянии. Нюансов множество, но неурядиц не
возникает — на всякий плюс тут найдется свой минус.
Опасения вызывало другое: появление авиации. Да-да, в Soulstorm все
9 фракций обзавелись, скажем так, летательными средствами. Преимущества
авиации (мобильность и неуязвимость для некоторых пеших юнитов) могли
существенно перекроить баланс, точнее — свести его на нет. Однако
разработчики приняли ряд важных правильных решений, а именно —
запретили самолетам захватывать контрольные точки. Кроме того, каждая
фракция обладает летающими юнитами только одного типа. Так, имперская
гвардия получила бомбардировщик «Мародер», Некроны — боевых скарабеев,
а Темным эльдарам выдали быстрый истребитель Raven.
Авторы очень старались сохранить точечный баланс. В итоге тот же
истребитель Raven слаб на броню, а Сестры не могут быстро пересечь
полкарты в брюхе воздушного транспорта, чтобы высадиться возле ключевой
точки. Будьте добры — тряситесь в БТР.
Какие-то недочеты, конечно, есть. Так, Reaver Jetbike у Темных
эльдаров самолетом не является и контрольные точки захватывать может. А
это, если учесть повышенную скорость и маневренность глайдера,
становится очень серьезным преимуществом. Кроме того, их авиация может
выводить из строя вражескую технику. Наконец, Эльдары способны стрелять
на ходу из транспорта. Есть также мнение, что орки и Темные
недостаточно сбалансированы между собой. Но эти нюансы не настолько
критичны, чтобы можно было говорить о каким-то явном дисбалансе,
мешающем полноценным сетевым побоищам. В мультиплеере, который по
традиции является основным блюдом игры, против каждого приема найдется
свой лом. Особенно после патча, который уже в скором времени подлатает
баланс. Правда, учтите: чтобы опробовать на новых картах в онлайне все
девять рас сразу, нужно установить не только Soulstorm,
но и предыдущие дополнения вместе с оригиналом. Для прохождения
одиночной кампании делать это совершенно необязательно. Зато в
мультиплеере появилась новая система званий и наград, которые выдаются
за особые достижения.
Девять рас на одну аномалию
Новая сюжетная кампания, как и в предыдущем дополнении Dark Crusade,
разворачивается на глобальной карте. В пошаговом режиме мы выбираем, на
кого нападать, проводим ревизию собственной армии, перемещаем войска,
укрепляем территории. Здесь же, на карте, снаряжаем героя новым оружием
и шмотками, купленными на заработанные в боях специальные очки.
Сражения происходят на трехмерных картах, где перед нами, как правило,
стоит одна из двух задач: либо захватить и удержать более половины
контрольных точек, либо вынести главную базу врага. Полем битвы теперь
является не одна планета, а целая звездная система из семи небесных
тел, которые нам нужно захватить, предварительно выбрав любую из
доступных фракций.
Ничего выдающегося сценаристы в Soulstorm не придумали. В системе
Каурава разбушевалась космическая аномалия неизвестного происхождения,
что привлекло внимание всех рас. Стартовые условия у них разные:
например, Темные эльдары могут сразу же и в любое время перелетать
между планетами, зато Сестры битвы начинают свой крестовый поход с уже
отстроенной базой. Основные сюжетные диалоги и пафосные ролики
начинаются при захвате столицы каждой фракции. Тогда же существенно
преображаются и сами миссии: вместо банального выноса базы появляются
дополнительные поручения и неожиданные интриги.
В целом история в Soulstorm получилась достаточно простенькая,
банальная, значительно уступающая по увлекательности оригинальному Dawn of War. Да и трудно было от авторов Titan Quest
ждать каких-то сюжетных откровений. Ролики тоже не очень впечатляют,
даже по сравнению с Dark Crusade: вроде такие же брутальные, но без
искры. Усугубляет впечатление и откровенно устаревшая графика:
угловатые модели, размытые текстуры...
Но сюжетную вялость с лихвой искупают битвы за столицы — соль
одиночной кампании. Обстановка на поле боя постоянно меняется
(сценаристы на лету обновляют старые и подбрасывают новые задания), а
стычки происходят на нескольких фронтах. Сражения здесь настолько
яростные, что заставляют по максимуму использовать все свои
стратегические способности. Здесь же частично реабилитируется и
графика: в гуще яростной сечи на первый план выходят сочные спецэффекты
и шикарная анимация.